ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 12RS0016-01-2025-000266-43 |
Дата поступления | 25.03.2025 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) → прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Судья | Шахова Ксения Георгиевна |
Дата рассмотрения | 13.05.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Номер здания, название обособленного подразделения | Здание №1 Горномарийский районный суд Республики Марий Эл |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 25.03.2025 | 10:23 | 25.03.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 25.03.2025 | 16:10 | 25.03.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 25.03.2025 | 16:52 | Административное исковое заявление принято к производству | 26.03.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 25.03.2025 | 16:55 | 27.03.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 14.04.2025 | 08:56 | 27.03.2025 | ||||||
Судебное заседание | 15.04.2025 | 13:30 | Зал №2 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление в дело соистцов/соответчиков | 27.03.2025 | |||
Судебное заседание | 13.05.2025 | 11:00 | Зал №1 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 15.04.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 14.05.2025 | 13:53 | 14.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Александров Николай Валериевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Врач психиатр-нарколог ГБУ РМЭ "Козьмодемьянская межрайонная больница" Виноградов Ю.Р. | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ГБУ РМЭ "Республиканский наркологический диспансер" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ГБУ РМЭ Козьмодемьянская межрайонная больница (наркологический диспансер) | 1217007395 | 1161215056485 | ||||||
АДВОКАТ | Крайнов С.Е. |
дело № 2а-1-233/2025
12RS0016-01-2025-000266-43
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Козьмодемьянск 13 мая 2025 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием административного истца ФИО2, его представителя адвоката ФИО7,
представителя административного ответчика ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская межрайонная больница» ФИО4,
административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Козьмодемьянская межрайонная больница», врачу психиатру-наркологу ФИО1 о признании незаконной постановку на диспансерный учет у врача нарколога,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Козьмодемьянская межрайонная больница» (далее ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ») об оспаривании постановки на диспансерный учет у врача-нарколога и понуждении административного ответчика снять административного истца с диспансерного наблюдения. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административному истцу стало известно, что он с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у врача нарколога ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ». Полагая такую постановку незаконной, совершенной с нарушением установленного законом порядка, административный истец указывает, что не давал своего письменного согласия на медицинское вмешательство. Между тем, алкоголем он не злоупотребляет, к административной ответственности не привлекался, обращался за медицинской помощью к врачу-наркологу только один раз ДД.ММ.ГГГГ год.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен врач психиатр-нарколог ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» ФИО1
В суде административный истец ФИО2, его представитель адвокат ФИО7 требования административного иска поддержали по изложенным основаниям, заявив, что обращение в суд с изложенными требованиями обусловлено рассмотрением в суде административного иска Горномарийского межрайонного прокурора о прекращении принадлежащего административному истцу права управления транспортными средствами.
Административный ответчик ФИО1, представитель административного ответчика ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» ФИО4, возражая против удовлетворения исковых требований, заявили о законности оспариваемых действий врача нарколога, поскольку вопреки доводам административного истца после обращения ФИО2 за медицинской помощью к врачу наркологу и получения у пациента информационного добровольного согласия на медицинское вмешательство он поставлен на диспансерный учет. При этом наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяется лечащим врачом. С момента постановки на указанное диспансерное наблюдение ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не прием к врачу наркологу не являлся, углубленный медицинской осмотр не проходил, т.е. наличие у него стойкой ремиссии не подтверждается.
Заинтересованное лицо государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Республиканский наркологический диспансер» в суд представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено, ходатайствовало о проведении судебного разбирательства в отсутствие его представителя.
На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вопросы доступности, качества и порядка оказания медицинской помощи регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ».
Так, в силу частей 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, к которым относятся психические расстройства и расстройства поведения (F 00 - F 99), оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Пунктом 6 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» установлено, что профилактика наркологических расстройств обеспечивается, в том числе путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению наркологических расстройств, диспансерному наблюдению за лицами с наркологическими расстройствами.
Как следует из пунктов 3 и 4 Порядка диспансерного наблюдения диспансерное наблюдение проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по «психиатрии-наркологии», по месту жительства или месту пребывания пациентов с учетом права пациента на выбор медицинской организации. Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) названных медицинских организаций.
Врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной, неотложной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний - направление на консультацию к врачам-специалистам (пункт 13 Порядка оказания медицинской помощи).
Судом установлено, что административный истец ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя 2 ст.».
Согласно записям в медицинской амбулаторной карте наркологического больного ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 поступил в стационар ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» с жалобами на потливость, слабость, повторную рвоту с кровью. ДД.ММ.ГГГГ развился галлюциноз, в связи с чем больной переведен в психоневрологическое отделение (ПНО). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный истец находился на стационарном лечении с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя 2 <адрес> алкогольный галлюциноз» (F 10.5) вследствие злоупотребления алкоголем длительное время с утратой количественного и качественного контроля.
Согласно выписному эпикризу пациента наркологического профиля в указанный период ФИО2 проходил лечение в виде инфузионной терапии, приема препарата (тиоридазин), витаминов. С ДД.ММ.ГГГГ психоз купирован; пациент стал спокоен, адекватен, появилось критическое отношение к злоупотреблению алкоголем, выписан с настроем на трезвость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 7 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В пункте 5 Порядка диспансерного наблюдения также предусмотрено, что диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Вопреки доводам административного истца, из медицинской амбулаторной карты наркологического больного следует, что ФИО2 был ознакомлен о характере обнаруженного у него психического расстройства, целях, продолжительности лечения путем лечения и наблюдения, предупрежден о побочных эффектах, возможном риске, болевых ощущениях и ожидаемых результатах лечения,ДД.ММ.ГГГГ дал согласие на обработку наркологическим кабинетом ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» персональных данных.
Таким образом, приведенные обстоятельства указывают, что диспансерное наблюдение установлено в отношении административного истца, у которого врачом психиатром-наркологом выявлено психическое расстройство, при наличии его добровольного информированного согласия, что соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пунктам 4, 5, 6 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н.
На основании части 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 7, 8 Порядка диспансерного наблюдения осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. В ходе диспансерного наблюдения не реже одного раза в три месяца проводится углубленный медицинский осмотр, включающий в себя:
определение наличия психоактивных веществ в моче;
исследование уровня психоактивных веществ в моче или исследование уровня психоактивных веществ в крови (при положительном результате определения психоактивных веществ в моче);
качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови;
психопатологическое обследование или тестологическое психодиагностическое обследование;
психологическое консультирование.
Диспансерный осмотр врачом психиатром-наркологом (врачом психиатром-наркологом участковым) включает:
1) проведение медицинского осмотра пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, в рамках которого осуществляется: оценка состояния пациента, сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование; назначение и оценка лабораторных и инструментальных исследований; установление или уточнение диагноза заболевания (состояния); назначение необходимого лечения; подтверждение ремиссии; проведение краткого профилактического консультирования;
2) проведение медицинского осмотра (консультация) пациента, находящегося на диспансерном наблюдении, в случае его внепланового обращения с целью назначения поддерживающего, противорецидивного или иного лечения, в зависимости от состояния;
3) направление на консультацию к врачу-психотерапевту, медицинскому психологу в целях диагностики, организации психотерапевтической (психокоррекционной) работы с пациентами, находящимися под диспансерным наблюдением, направленной на предупреждение рецидивов заболевания, а также формирования у них приверженности к ведению здорового образа жизни;
4) при наличии медицинских показаний направление пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, к иным врачам-специалистам.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях наличия у пациентов с диагнозом «синдром зависимости», в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:
подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;
подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (пункт 12 Порядка диспансерного наблюдения).
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в случае: смерти пациента; изменения пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории (на основании письменного заявления пациента об изменении места жительства в целях прекращения диспансерного наблюдения в медицинской организации); письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения (пункт 12 Порядка диспансерного наблюдения).
Как следует из материалов дела и объяснений участников судебного заседания, с момента постановки на диспансерный учет ФИО2 за оказанием медицинской помощи к врачу психиатру-наркологу не обращался, диспансерный осмотр ни разу не проходил, а значит, обстоятельств, подтверждающих стойкую ремиссию (выздоровление) в течение установленного законом срока у административного истца не установлено.
Доводы стороны административного истца о том, что своего согласия на лечение ФИО2 не давал, о постановке на диспансерный учет не извещался, обязанности, связанные с нахождением на таком учете, ему не разъяснялись, судом отклоняются, поскольку провергаются содержащимся в медицинской карте амбулаторного наркологического больного заполненным административным истцом информационным добровольным согласием на медицинское вмешательство, содержащим подпись пациента. При этом от предложения ходатайствовать о назначении по настоящему делу судебной почерковедческой экспертизы на предмет определения подлинности записей в медицинской карте административный истец отказался.
При таких обстоятельствах, поскольку административный истец был поставлен на диспансерное наблюдение в соответствии с нормами действующего законодательства, каких-либо нарушений в процедуре такой постановки не установлено, суд не находит оснований для признания действий (решения) по постановке ФИО2 нарушающими его права и законные интересы. Требования административного иска о признании постановку ФИО2 на диспансерный учет незаконной, как следствие, понуждении административных ответчиков снять административного истца с такого учета по изложенным основаниям удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 (№) к государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Козьмодемьянская межрайонная больница» (№), врачу психиатру-наркологу ФИО1 о признании незаконной постановку на диспансерный учет у врача-нарколога и возложении обязанности снять с диспансерного учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 14 мая 2025 г.
